NF-Walker в детской реабилитации.

 

Ниже приведен отзыв врача по использованию тренажера NF-Walker в реабилитации  пациентов с различными нарушениями опорно двигательного аппарата и других функций организма.

 

«Если Вы хотите научиться ходить, то вы должны начать идти». Фундаментальная терапия по локомоторности (тренировочная ходьба с использованием специальной беговой дорожки, также известная как «локомат» (1)) , в основном, применяется независимо от условий, которые необходимы в настоящее время, и даже в случае тренировки ходьбы без посторонней помощи.  Тем не менее, есть определенный ряд вещей, которые должны быть приняты во внимание. Решающий вопрос в лечении ребенка с множественными тяжелыми нарушениями часто заключается в том, что ребенок может быть вовлечен в поддерживаемое состояние стоять и ходить. Область индивидуальной терапии имеет свои различные взгляды на этот вопрос.  При размещении ребенка на его собственных ногах  в  вертикализаторе на самой ранней стадии  влечет за собой риск сколиоза, и задерживая этот этап, у ребенка возникает риск нарушений в развитии бедренных суставов, так как бедренные суставы требуют соответствующих стимулов для правильного роста. В этом отношении каждый ребенок должен пройти индивидуальный тест в целях определения возможности размещения в вертикальном положении в вертикализаторе    NF-Walker. Одним из частых важных факторов является  адекватное внимание ребенка.  Те дети, у кого есть опыт  ходьбы  или   ходьбы  с поддержкой, правильно реагируют на начало своих первых независимых  шагов в тренировке ходьбы,  может понять "почему –это для меня важно"  – мнение ребенка в данном вопросе очень важно. Даже дети с тяжелыми формами инвалидности, которые не в состоянии выражать самостоятельно свои мысли фразами «Я не могу сделать это самостоятельно»  или «ходить как другие» чувство независимости, которого они добились, дало им чувство восторга и уверености.

Тем не менее, тренировка хотьбы и просто удерживания тела в вертикальном положении, требует соответствующей помощи. NF-Walker должен помочь поддержать ребенка в вертикальном положении и поддерживать собственные движения ребенка при ходьбе как можно больше, но не более, чем это необходимо.  Тот, кто заинтересован в точных исследованиях о NF-Walker и том, как он работает, может об этом прочитать в соответствующей литературе (5, 3) .  Кроме этого, я хотел бы описать в данной статье опыт моих пациентов, использующих NF-Walker в терапевтических целях повседневно.  В моей практике я использую систему психомоторной комбинированной терапии, которую я разработал, и, среди прочего, составил программы терапии для детей с множественными нарушениями, чтобы семья могла пользоваться этой системой в домашних условиях для регулярных тренировок со своим ребенком.  Как и очень большое число моих пациентов, которые строго ограничены в их двигательной активности, я использую NF-Walker довольно часто с такими детьми, и NF-Walker предлагает возможность гибкой настройки на достаточно высоком уровне, что очень удобно. Я должен подчеркнуть, что решение о том, какая  тренировка ходьбы должна быть использована для ребенка, должно быть полностью индивидуальным, например, как в случае с мальчиком Нико.  Нико почти 4 года, и он является моим пациентом с 2009 года. Он родился на 10 недель раньше срока, что и привело к нарушению психомоторного развития с выраженной тетра спастичностью. У него есть также другие системы организма, которые пострадали в значительно меньшей степени,  например речь и он сделал огромный прогресс в языке в последние месяцы.  Дома он проходит терапию в рамках системы комплексной психомоторной терапии, которая охватывает все системы организма. Особенно, стоит отметить упражнения, которые позволяют ему ползать, так как это работа по подготовке к тренировке ходьбы  с одной стороны, и, с другой стороны, представляет собой важные упражнения для укрепления мускулатуры в области спины и развития бедер.  Не только общая программа и специальные средства, такие как ортез Манчини/ ортез абдукции бедер противостоит приводящим спазмам и в состоянии снять наступление частичной дислокации, но развитие бедер улучшилось до такой степени, что бедра хорошо охватываются и нет больше никаких частичных дислокаций. Как только бедра позволяют стоя делать упражнения, я предложил дополнительную ходьбу на несколько минут в качестве дополнительной тренировки.  Родители не только узнали о различных дополнительных тренировках,  которые подходят для Нико, но мы организовали для Нико возможность попробовать некоторые из этих устройств в течение нескольких недель. Баллами оценки являлись позы Нико, насколько вертикальна была его верхняя часть, положение ног и ступней, а также легкость, с которой он ходил. Стало понятно, что Нико стал  в состоянии держать себя в вертикальном положении в NF-Walker.

Рис. Слева направо:

Нико любит гулять.

Без ортеза, приводящей спазм означает, что он держит ноги крест-накрест и ходит с  типичным спастичным падением ноги и дополнительного внутреннего вращения ноги, что делает прогулку невозможным.  Существует некоторое улучшения использования ортеза Ненси Хилтон и ортеза Манчини, но по-прежнему это требует сторонней помощи. NF-Walker позволяет Нико держать себя в стабильном положении и самостоятельно ходить, дальше будет немного лучше с каждым днем. Он явно наслаждается этим. Руководящая группа поддерживает его в переменных движениях.

Благодаря системе бегунков и крепления этих бегунков к обуви, также является очень важным что  в NF-Walker можно  постановить ноги рядом  – не перекрещивая их- перемещать их относительно друг друга.  Он по-прежнему использует ортез Манчини, когда он не в NF-Walker; это не является обязательным в сочетании с NF-Walker.  Я обучал его родителей специальной технике для фиксирования Нико в NF-Walker, потому что, Нико только 4 года, стандартный метод это: первое крепление специального корсета к ребенку, пока он лежит на полу, затем необходимо поставить его или ее в раму тренажера NF-Walker.

Нико теперь находится в готовом устройстве, его грудь закреплена, ноги находятся в обуви, винты затянуты, ремень на коленках закреплен.  Этот метод прост и занимает всего несколько минут, так что есть еще много времени для ходьбы, которую Нико очень любит. Он уже может самостоятельно ходить и в восторге от того, как далеко он ходит каждый день. И NF-Walker поедет в отпуск с семьей на Балтику – Нико настоял!

NF-Walker также может быть откорректирован таким образом, что ребенок может в значительной степени стабилизировать верхнюю часть тела самого себя при ходьбе.  Это полезно, если ребенок, как правило, хочет опереться.  Так, например, обстоит дело с Кристофом. Кристоф имеет глобальное нарушения психомоторного развития, происхождения которых неясно. Он  уже был в состоянии идти самостоятельно, но потерял этот навык в результате огромного увеличения частоты эпилептических припадков и анти-эпилептических препаратов.  В то же самое время его состояние снова улучшилось, и дозы лекарств против эпилепсии уменьшены. Кристоф стал более веселым и живым. Он очень хотел идти, но имеет тенденцию облегчить себе задачу, он «виснет» на ремне. Без верхней лямки, он держит себя в вертикальном положении, передвигает  ноги самостоятельно и делает это лучше с каждым днем.  То же самое относится и к Франк-Удо. У Франка синдром Ангельмена, который включает в себя тяжелые нарушения во всех областях.  Ему сейчас 22 года, он 1,80 в высоту, что безусловно не упрощает задачу.

Для Франка верхняя часть ремня тоже остается расстегнутой, если он «висит» на ремне, и дополнительные ремни используются на талии для обеспечения безопасности.  Из всех детей и молодых людей, описанных здесь, Франк- Удо, естественно, тот, которого я знаю лучше всего: он мой сын.  На протяжении многих лет наши постоянные ежедневные тренировки включали несколько другие упражнения  при интенсивных тренировках, либо управляемые  упражнения на беговой дорожке. Франк все меньше и меньше хочет принять участие в них и часто садится после 20 метров, и никто не мог объяснить почему.

Кристоф после приблизительно 3 недель  с NF-Walker (Рис.4).

Интенсивные тренировки помогают ему идти лучше и немного дальше ежедневно, если верхний ремень остается расстегнутым.

Когда деревенская жизнь  на острове  оказывается особенно интересной в течение каникул, Франку даже удается встать прямо, верхняя планка крепится

как на  рис.5 и 6.  Километры, которые он проходил, не сказывались на нем. Раньше мы шли этот участок в деревне без NF-Walker, и мы ужасно уставали, когда возвращались (Я чуть ли не сильнее, чем он). На соседней фотографии, повседневные тренировки дома отчетливо показывают, что верхняя планка остается расстегнутой, что требует дополнительного ремня на талии из соображений безопасности, как и планировал Кристоф.

К счастью, NF-Walker был разработан и в больших размерах. Все были настроены весьма скептически относительно того, что NF-Walker пользовался высокий молодой человек.

Используемый метод подъема не влиял на меня лично, так как я хотел оставаться в состоянии свободного передвижения.  Так что я остался без выбора, кроме как разработать  свой метод, отличный от стандартного, и я был успешным в этом до такой степени,  что теперь на это требуется всего три минуты.  Наш радиус прогулок постоянно растет, становится все более интересным для Франка в качестве результата.  В NF Walker он чувствует себя независимым, так как я не держу ни устройство, ни его самого.

NF-Walker также может быть использован даже когда нарушается контроль управления, например, с использованием дополнительных фиксаторов шеи или поддержки плеча.  В любом случае, не стоит ожидать, что каждый ребенок пойдет в NF-Walker сразу.  Некоторыми детьми, особенно с очень выраженной спастичностью, устройство будет первоначально использоваться только в качестве тренировки позы стоя, и только постепенно для тренировок  ходьбы.

Опыт Терезы, которая была моей пациенткой с 1998 года, теперь ей 16 лет, показывает, что может достичь ребенок с выраженной тетра спастичностью. Несмотря на ее тетра спастичность, она любит движение и делает регулярные и интенсивные тренировки в рамках целостной психомоторной терапии. Тренировка ходьбы с NF-Walker является фиксированной частью ее повседневной жизни.

 

Помимо тетра спастичности, у нее также присутствуют значительные нарушения речи, такой,  что всем людям, кроме ее семьи, трудно ее понять. Так, с помощью соответствующих электронных коммуникаций, она стала значительно больше общаться с окружающими ее людьми, она может сделать многое, чего она раньше не делала и что хотела бы: например,  читать, писать, арифметические навыки и знания по специальным дисциплинам). Ее мама организовала коммуникационную помощь, чтобы Тереза могла по утрам ходить с NF-Walker в  школу.

Дома это не является проблемой, так как ее родители знают, сколько Тереза любит гулять в сельской местности. У Терезы есть не большой  отдых после школы, а затем она регулярно и ежедневно ходит от 1, 5 до 2 км по полям со своей мамой.

 

Тереза уже в состоянии поднять голову стоя, но считает, что это труднее, чем при ходьбе. У ее NF-Walker есть поддержка шеи, где она предпочитает опираться плечами, нежели своей головой: поддержка предотвращает случайное падение Терезы назад.  Положение Терезы облегчается также тем, что есть специальное устройство, которое фиксирует длину шагов Терезы. Теперь, летом 2011 года, Тереза может ходить  на ногах в своих ботиночках, и ее колени перемещаются значительно легче.

Мускулы ног Терезы все более стягивались в результате спастичности, и это также отдаляло ее от ходьбы в NF-Walker, фасциотомия была выполнена в 2010 году. Послеоперационное заживление шло хорошо, так, что Тереза относительно скоро сможет использовать ее NF-Walker снова, и гораздо лучше, более целенаправленно, чем раньше. Это потому что спазм приводящей мышцы и сокращение коленных связок были уменьшены, что позволяет ей стоять и поддерживать свой вес более целенаправленно и с лучшей выносливостью, что хорошо для Терезы во всех областях.

 

Заключение:

NF-Walker также помогает детям со множественными нарушениями, но которым необходимо сильное руководство и/или поддержку помощника для того, чтобы ходить. Эта ходьба под руководством, но без помощи, может быть очень напряженной для родителей и ребенка  в зависимости не только от моторной стабильности, но и также от размеров ребенка. NF-Walker, с одной стороны, позволяет ребенку преодолеть более длительные дистанции, в результате которого увеличивается ходьба и чередование ног может стать более автоматизированном. Интенсивная ходьба увеличивает мышечную силу в обеих ногах и верхней части тела. Существует также положительное влияние на развитие бедер, так как требуются имеются стимулы ходьбы и положение стоя.  Гибкая система NF-Walker означает, что поддержка может быть точно отрегулирована в соответствии с потребностями ребенка. Другие люди с большей готовностью воспринимают детей с использованием NF-Walker как отдельных личностей, так как они идут на «уровне глаз». И сами дети наслаждаются чувством ходьбы и гордятся тем, что они могут стоять и ходить на собственных ногах в NF-Walker.

 

Литература:

1) HESSE, S.: Lokomotionstherapie: Ein praxisorientierter Überblick [Locomotion therapy: a practice-oriented overview], Hippocampus Verlag 2007

2) KANNEGIESSER-LEITNER, C.: Psychomotorische Ganzheitstherapie – ein Therapiekonzept für zu Hause bei Kindern mit Cerebralparese oder Mehrfachbehinderung [Psychomotor holistic therapy – a home treatment concept for children with cerebral palsy or multiple disabilities], Sequenz Medien Produktion 2010

3) KÜNZLE, C., BRUNNER, R.: Die Wirkungsweise der Geh-Orthese von Norsk Funktion auf die Gehfähigkeit von Kindern mit Zerebralparese und schwerer Gehbehinderung [How Norsk Funktion’s walking orthosis works on the walking ability of children with cerebral palsy and severe walking impairments], Copyright © 2009 American Academy of Orthopedic Surgeons and Orthopedic Technicians.

4) KANNEGIESSER-LEITNER, C.: Dynamische Orthesen bei Kindern/ Spitzfußbildung und /oder spastische Supination der Füße [Dynamic orthoses in children/ foot drop and/or spastic supination of the feet], BIG-Heft No. 34 /2003

5) BLACK, J.: Stand to be Proud: Standing and Walking for Children with Movement Disorders, Motico – Motion Communication, 2010, Scotland.

Dr. med. Christel Kannegießer-Leitner